ФЛЕЙТА

Методические рекомендации для учащихся по классу блокфлейты

Дорогие блокфлейтисты!

Давайте постараемся, чтобы домашние занятия в период, когда занятия не проходят в школе, стал для вас новым опытом. У вас есть возможность проверить свое умение самостоятельно заниматься. Рано или поздно все вы закончите музыкальную школу, и от навыков вашей самостоятельной работы зависит, станет ли блокфлейта вашим спутником на всю жизнь, сможете ли вы помузицировать с друзьями на вечеринке, у костра и даже организовать свой небольшой ансамбль, чтобы играть ту музыку, которая вам больше всего нравится.

Итак, домашние занятия. Их результат зависит не столько от времени, которое вы на них потратите, сколько от того, насколько разумно и внимательно вы к ним подойдете.

Постарайтесь, чтобы ничто вас не отвлекало. В первую очередь, я на этом настаиваю, отнесите свой мобильный телефон в другую комнату; он – ваш самый главный мешатель и отвлекатель!!!

И, конечно, телевизор и компьютер, если они в комнате, давайте выключим.

Проверьте состояние ногтя на 1-м пальце левой руки. Если он слишком длинный, у вас не будут получаться высокие ноты. Облегчите себе жизнь, постригите его.

Проверьте, правильно ли собрана блокфлейта, подстройте ее нижнее колено под свой 5-й палец правой руки. Он должен просто опускаться на свои дырочки и закрывать их без усилий.

Начинайте занятие с небольшой разминки. Поиграйте длинные ноты, следя за тем, чтобы звук был ровным, красивым и без вибрации. Вибрация на блокфлейте - это украшение, которым надо заниматься отдельно. Скорее всего, это не является вашей задачей в ближайшее время.

Сыграйте гамму, которую вы должны играть на техническом зачете, повторите этюд.

Теперь можно перейти к произведениям, которые вам предстоит сыграть на переводном или выпускном экзамене.

Если вы давно играете пьесу и уже представляете ее себе хорошо, попробуйте сначала сыграть ее целиком. Запомните места, в которых запнулись, ошиблись или сильно замедлили.

Поучите эти места отдельно. Если их много, не надо работать сразу над всеми. Лучше выбрать два-три и хорошенько их проучить. Если что-то не получается, лучший способ – это играть их медленно, контролируя движения каждого пальца. Те комбинации нот, при которых работают одновременно несколько пальцев, надо учить крохотными кусочками, буквально по две-три ноты, потом соединять.

Знаю по собственному опыту: когда пытаешься быстро сыграть то, что не получается, пальцы начинают слишком высоко задираться, рука зажимается. Обратите на это внимание и постарайтесь не напрягаться. Хорошо поможет расслаблению, если вы отложите на пару минут блокфлейту и сделаете несколько упражнений – круговые движения кистями рук, всей рукой по большому кругу.

Обязательно слушайте себя: звук вашего инструмента должен доставлять удовольствие и вам и вашим соседям. Не случайно итальянское название блокфлейты – Flauto dolce, что переводится как нежная или сладкая флейта. Ее звук действительно может быть нежным. Что для этого нужно делать и чего не нужно?

1. Блокфлейта лежит на нижней губе, мы не запихиваем ее в рот, уподобляясь шпагоглотателям в цирке, и не держим ее зубами, рискуя откусить от нее кусочек.

2. Язык мягко дотрагивается до нёба перед верхними зубами (до флейты – НЕ ДОТРАГИВАЕТСЯ!!!), так, как если бы вы произносили слоги дё-дё-дё, ди-ди-ди, те-те-те или ти-ти-ти.

Если язык работает слишком жестко, звук будет некрасивым. Если совсем не работает – все звуки сливаются, мелодия становится невнятной.

3. Если вдувать в инструмент воздух слишком сильно, звук становится неприятным, настырным, если недодувать – хилым и лишенным окраски. Стремитесь к округлому, теплому звучанию. Вспоминайте, как с вами над этим работал педагог, слушайте себя, и будет у вас красивый звук.

4. Уделяйте внимание штрихам. Legato (Легато, т.е. связно, без языка) на блокфлейте может объединять только максимум 3-4 ноты, чаще мы все играем с артикуляцией, отдельно, плавно переходя с одной ноты на другую (Portamento, Портаменто).   Staccato (стаккато, т.е. отрывисто) используется в каких-то характерных местах, как краска. Когда вы играете лирическую медленную пьесу, представляйте, что пишете картину мягкой, пушистой кистью. Штрих такой кисти так же отличается от штриха остро заточенного карандаша, как портаменто от стаккато.

5. Следите за тем, чтобы пальцы лежали на дырочках, а не стояли. Подушечка пальца наверняка закроет дырочки, а кончик пальца (да еще с красивым маникюром у маленьких модниц) может не попасть на них. Не стоит слишком высоко поднимать пальцы – им будет трудно попасть точно на нужное место.

6. Очень важно для нас, как работает 1-й палец левой руки. Запомните и проверяйте себя постоянно: блокфлейта опирается на нижнюю губу и 1-й палец ПРАВОЙ РУКИ!!! 1-й палец левой очень легко открывает и закрывает нижнее отверстие, легко, без нажима и без напряжения.

Итак, вы проработали несколько трудных мест в одной пьесе. Попробуйте теперь сыграть ее целиком. Кое-что обязательно станет лучше. И так же поступите со вторым произведением.

Если у вас есть трудности с запоминанием наизусть – учите каждый день по небольшому кусочку. Начинайте заучивать со второй половины или даже с последних фраз, как правило, первые фразы запоминаются легче, как бы сами.

Залог победы – внимательные ежедневные занятия.

Успеха!!!

 

Методическая записка.

Преподаватель по классу флейты Мухарлямова Ю.Н.

«Организация и оптимизация самостоятельных занятий на начальном этапе обучения на флейте»

Ребенок поступил в музыкальную школу и родители сталкиваются с массой проблем в числе которых, на мой взгляд, очень важная проблема организации самостоятельных занятий. Как правило, родители поступивших детей не имеют музыкального образования и не представляют с чего начать и как помочь ребенку, особенно на первоначальном этапе обучения. Данная методическая записка возможно поможет определиться и организовать родителям самостоятельные занятия юного музыканта.

  1. Как мне представляется, родители должны быть в курсе с чего начинать, что требовать и чем заниматься дома. А для этого присутствие одного из родителей на уроке в школе обязательно на первоначальном этапе для того, чтобы дома была возможность контролировать процесс самостоятельных занятий.
  2. Занятия на первоначальном этапе обучения на флейте не должны превышать 30-40 мин в день. Это прежде всего связано с достаточно большой физической нагрузкой для 7-8 летнего ребенка.
  3. Занятия на любом этапе обучения необходимо четко разделить по времени.

К примеру:

10 минут на постановку амбушюра, рук, положения корпуса, ног при игре на флейте. Игра упражнений связанных с освоением первоначальных навыков игры на флейте.

10 минут на разбор, изучение гамм и этюдов.

10 минут разбор и изучение пьес.

Мало того, если есть возможность разделить эти 10-ти минутки на 3 подхода к инструменту (например, в воскресение) будет замечательно. Со временем может увеличиваться время занятий, может меняться объем материала, но всегда необходимо уметь его распределить в зависимости от поставленных задач преподавателем.

    4.  И очень важный аспект успешных самостоятельных занятий - хорошее самочувствие ребенка и желание заниматься на флейте.
Подчас в погоне за результатом занятия «из под палки» приводят только к негативным последствиям. У меня есть формулировка – «самостоятельно - принудительные занятия». Это прежде всего подразумевает чуткий и ежедневный контроль со стороны родителей за самостоятельными занятиями.

 

Как правильно ухаживать за флейтой

Рекомендации Юрия Насимовича Мухарлямова

Преподаватель Левицкая Ирина Петровна

 

 

 

 

Аккомпанемент для учащихся преп. Аринушкина С.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Васильев А.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Левицкая И.П.

Аккомпанемент для учащихся преп. Малиновская Г.Г.

Аккомпанемент для учащихся преп. Мухарлямов Ю.Н.

Аккомпанемент для учащихся преп. Федорова А.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Шевелева С.Б.

Аккомпанемент для учащихся преп. Оболонская И.А.