Электрогитара

Методические рекомендации по дистанционному обучению игре на электрогитаре

Дистанционное обучение (ученик и преподаватель разделены расстоянием) является необходимым в результате болезни ребёнка, эпидемии, отсутствии возможности доставить ученика в школу. Дистанционное обучение имеет свои преимущества:

а) осуществляется в удобное время;

б) в удобном месте;

в) в удобном темпе.

Современные онлайн-платформы для видеосвязи предоставляют широкий ряд возможностей, необходимых в современной жизни. Для дистанционного обучения игре на электрогитаре необходимо наличие компьютера у преподавателя и ученика, широкополосное подключение к Интернет, и, желательно, две веб-камеры у каждого (одна направлена на инструмент, другая даёт общий план). При расположении камер должна учитываться яркость и направленность света (камера не должна располагаться напротив яркого источника света) и расстояние от камеры до объекта. Исключительным качеством, отличающим онлайн-уроки, является комфортная для ученика, домашняя обстановка. Одежда должна быть повседневной и удобной.

Необходимо следить за правильностью посадки ребенка за инструментом. Ученик должен сидеть на жестком стуле с устойчивой опорой под ногами. Спина должна быть прямая. Не допускается сидеть на диване или мягком кресле, так как это приводит к развитию неправильной осанки и, как следствие, к зажатости мышц, задействованных в процессе игры. Родителям детей младшего возраста следует следить за тем, чтобы ногти рук учеников были коротко подстрижены. Одежда не должна быть с длинными рукавами, так как это мешает постановке рук на начальном этапе.

Ежедневные занятия выстраиваются по следующей схеме:

1. Сначала многократно выполняются новые упражнения, разученные в классе.

2. Затем отрабатываются гаммы, предусмотренные программой, сначала в медленном темпе, затем в более быстром.

3. Этюды прорабатываются различными штрихами, в различных темпах. Количество проигрываний ученик определяет самостоятельно, под контролем преподавателя.

4. Разбор произведения начинается с изучения нотного материала, определения оптимального темпа и аппликатуры. Объем материала определяется возможностями учащегося, он сам определяет количество изучаемых произведений (не менее трёх).

    Родителям учащихся младших классов желательно присутствовать на занятии, наблюдать за учебным процессом, активно принимать участие (показывать ребёнку нужное место в тексте, делать заметки).

5. Преподаватель объясняет новый материал, намечает направление работы над произведениями, следит за отработкой наиболее сложных моментов, даёт указания по выполнению домашнего задания. Продуктивность домашних занятий зависит от усидчивости ребенка, степени его заинтересованности в результате, а также степени заинтересованности родителей в успехах ребенка. Родители должны поддерживать ученика в самостоятельной работе, обеспечивать комфортное рабочее место, благоприятную обстановку для учёбы, доступ к необходимым рабочим материалам.

     Преподаватель и родители совместно воспитывают отношение к игре на музыкальном инструменте как к серьезному делу: не только удовольствию, но и обязанности. Регулярность занятий не должна зависеть от вдохновения и настроения. Следует обратить внимание:

а) на звук, способность слышать правильное звучание;

б) на постановку и выбору средств для достижения конкретной цели на каждом этапе;

в) на воспитание добросовестного отношения к тексту. Недопустимо игнорирование ошибок и работы над фрагментами, вызывающими наибольшие затруднения.

Начиная с первых уроков, необходимо нацелить ребенка на формирование самодисциплины, умении сосредоточиться на выполнении заданий самостоятельно.

На следующий день педагог оценивает результаты проделанной работы и назначает следующее задание.

Преподавателю следует соблюдать баланс между обычными дидактическими методами и методами преподавания, поощряющими инициативу и самостоятельность учеников, их творческий подход к работе с тем, чтобы сделать уроки максимально продуктивными, при этом стимулируя интерес к занятиям. Тесный контакт с родителями является необходимой составляющей успешного дистанционного обучения. Если родители затрудняются помочь ребёнку с домашним заданием, преподаватель должен своевременно проконсультировать их по возникшим вопросам.

Домашнее задание должно быть ясным и последовательным, не охватывающим сразу весь материал. В первую очередь следует сосредоточиться на существующих проблемах и задачах, которые могут вызвать трудности. Необходим правильный подход к выучиванию материала наизусть. Произведение следует разделить на части, фразы, такты и мотивы. Проанализовать, где есть повторения и на основании этого спланировать работу. Учить наизусть следует фрагментами. То, что не запомнилось даже при многократном повторении, нужно повторить на следующий день и перед уроком. Важно удостовериться, что ученик играет по нотам, а не визуально запомнил то, что сыграл учитель на уроке, демонстрируя материал. Если ребенок часто бывает нездоров или имеет хронические заболевания, нужно выбрать облегченный режим обучения, чтобы не утомлять ослабленный организм. Следует заниматься порциями по 15-20 минут, меняя виды деятельности, например чередуя с выполнением школьных уроков и отдыхом. Минимальное рекомендуемое совокупное время занятий - 1 час в день.

Стандартная программа ДМШ – это начальная ступень профессионального образования. Занимаясь по ней, необходимо внимательно следить, хорошо ли справляется с ней учащийся. Для продвижения по этой программе нужны определенные личностные качества и определенный уровень развития музыкальных способностей. Задача педагога - поддерживать и непрерывно повышать этот уровень. Музыка развивает и воспитывает ребенка, а в музыкальной школе это делают системно и грамотно опытные специалисты. Вспомним хотя бы слова В. А. Сухомлинского: "Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".

 

«Электрогитара для начинающих. Что надо помнить о постановке рук, звукоизвлечении и игре по нотам. Руководство для самостоятельных занятий» 

Преподаватель

Байкалов Дмитрий Карлович

Рассмотрим основные принципы звукоизвлечения, работы с нотами и главные ошибки, возникающие у тех, кто начинает учиться игре на электрогитаре. 

   1. Следите за осанкой: сидеть надо на краю стула, сидение должно быть жестким (диван или мягкое кресло для занятий не подходят). Обе ступни должны быть на полу, параллельно друг другу. Спину держите прямой, локоть правой руки должен лежать на корпусе инструмента. Гриф направляйте немного вверх и немного от себя.

  

   Кисть левой руки должна охватывать гриф так, чтобы половина фаланги большого пальца находилась выше струн, а остальные пальцы при нажатии на струны располагались бы перпендикулярно грифу.


Не наклоняйте палец, когда нажимаете на струну, тогда Вы коснётесь соседней, и нота на ней не будет звучать.

Следите за ногтями, они должны быть коротко острижены.

   Кисть правой руки держите чуть выше уровня струн. По мере освоения инструмента вы научитесь заглушать ладонью произвольно звучащие струны, поэтому не нельзя выгибать кисть вверх. Предплечье и кисть должны образовывать прямую линию.


   Сомкнутыми большим и указательным пальцами держите медиатор так, чтобы заострённый край медиатора выдавался из-под большого пальца не более чем на 5 мм, а конец указательного пальца был примерно в центре медиатора. Не следует слишком сильно сжимать медиатор. Имейте в виду, что от силы сжатия зависит громкость звука, поэтому начинайте учиться, удерживая медиатор как можно мягче. Держите медиатор под небольшим углом к струнам, от этого зависит качество Вашего звучания. Если не наклонять медиатор, звук будет менее чётким.


   Удар медиатора следует направлять в гитару, а не от неё (это очень распространённая ошибка, работая медиатором неправильно, Вы никогда не сможете играть быстро) 

(Видео 1)

   2. Учиться игре на электрогитаре мы начинаем с первой позиции (позицией называется тот лад на грифе, над которым в данный момент находится Ваш указательный палец). На начальном этапе вам понадобится таблица расположения нот на грифе. Отчеркните все лады после четвёртого, они Вам пока не понадобятся. Помните, что при игре в первой позиции номер лада совпадает с номером пальца (пальцы левой руки нумеруются, начиная с указательного). Например, ноту, расположенную на третьем ладу, надо брать третьим пальцем и т.д. Отнеситесь к этому серьёзно. Если Вы не будете играть правильно с самого начала, Вам будет очень сложно осваивать аккорды в будущем. Также старайтесь пока искать нужную ноту в первую очередь среди открытых струн. Найдя её, постарайтесь запомнить, где она находится и как называется, чтобы потом обращаться к таблице всё реже и реже.

   Осваивая гаммы, упражнения и мелодии, старайтесь играть слитно, так, чтобы предыдущая нота заканчивала звучать именно тогда, когда начинает звучать новая.

(Видео 2

Обратите внимание, что далеко не во всех аккордах, которые Вы играете, используются все шесть струн. Чтобы не попадать по тем струнам, которые не нужны, используйте следующую технику: цельтесь в ближайшую струну аккорда и направляйте удар медиатора уже не в гитару, а немного по восходящей линии так, чтобы он прошёл над неиспользуемыми струнами, не задев их. 

(Видео 3)

Если в упражнении или пьесе, которую Вы играете, мелодия чередуется с аккордами, имейте в виду, что аккорд звучит гораздо громче одной ноты. В этом случае, беря аккорд, расслабляйте пальцы, которыми Вы держите медиатор. Как уже говорилось выше, сила сжатия медиатора – это Ваша своеобразная «ручка громкости». 

(Видео 4)

    3. Электрогитара – это инструмент ансамбля. Очень редко Вы увидите на сцене гитариста, играющего на электрогитаре в одиночку. Поэтому методика, по которой мы занимаемся, предполагает игру с преподавателем с самого начала. Сперва мы играем в две гитары, затем Вы играете уже с бóльшим количеством музыкантов в составе ансамбля и оркестра. В дуэтах, разучивая которые, мы тренируемся играть слаженно, нет разделения партий на партию преподавателя и партию ученика. Партии обеих гитар равноправны и предусматривают различные виды техники, поэтому разучивать надо каждую из них. Преподаватель не может всегда находится  рядом с Вами, но он может записать одну из партий и прислать Вам запись для репетиций. Имейте в виду, что для того, чтобы играть под запись, вам надо очень хорошо выучить материал. Ведь если вы ошибётесь или забудете, что играть, компьютер не подстроится под Вас, как живой человек, а просто доиграет всё до конца, не останавливаясь.

   Со временем Вы сможете освоить компьютерные программы для работы со звуком, записать одну партию гитары и играть другую под запись самостоятельно. Таких программ, как платных, так и бесплатных, сейчас предлагается очень много. Лично я предпочитаю Steinberg Nuendo, но выбор - это конечно же дело Вашего вкуса и, главное, желания музицировать дальше и совершенствоваться.

Аудиоматериалы для учащихся преп. Д.К. Байкалова 

Треки с меткой (demo) – демонстрационные, показывают, как звучит композиция.

Треки с меткой (backing track) – фонограммы «минус один» для занятий.

К пьесам, разучивание которых может вызвать некоторые трудности, прилагается поясняющий видеоролик, доступный при переходе по ссылке «Видео»

1 класс:

Hop-hop - "Прыг-скок" Э. Сигмейстер

Cowboy song – «Ковбойская песня» Э. Сигмейстер
Mack the knife – «Мэкки – Нож» К. Вейл

2 класс:

Sea to sea - "Смотри на море" У. Ливит

When the saints go marching in_С – «Когда святые маршируют» Дж. Блэк (в до-мажоре)

When the saints go marching in_G – «Когда святые маршируют» Дж. Блэк (в соль-мажоре)

3 класс:

Tea for two – «Чай вдвоём» В. Юманс (видео)

On the sunny side of the street – «На солнечной стороне улицы» Дж. МакХью

You never can tell – «Как знать» Ч. Берри (видео)

In the mood – «В настроении» Дж. Гарланд

4 класс:

С-blues - "Блюз в до-мажоре" (видео)

G-blues - "Блюз в соль-мажоре" Д. Пасс, Х. Эллис (видео)

Jazz-n-samba – «Джаз и самба» А. Жобим (видео)

Home on the range – «Дом на просторах» Д.Келли