АККОРДЕОН, БАЯН

Методические рекомендации по занятиям по классу аккордеона

Домашние занятия при удаленной системе не должны отличаться от занятий в обычное время. Главное отличие в том, что урок по специальности проходит удаленно при помощи средств связи (whatsApp, Skype и т.д.) Но при этом педагог дает точно такие же рекомендации, как и в классе. Поэтому, что при классных, что при удаленных уроках в своей самостоятельной работе ученик должен руководствоваться указаниями учителя.

Занятия ребенка музыкой возлагают определен­ные обязанности и на родителей. Дети с гораздо большей охотой учатся, если родители проявляют интерес к их занятиям и к самой музыке.

Нужно постараться создать условия для спокойных домаш­них занятий ребенка и помочь ему составить распорядок дня и недели.

В начальный период обучения родители могут оказать детям содействие и при выполнении заданий. Для этого надо познакомиться с требованиями педагога и методом занятий, наблюдая вместе с ребенком онлайн уроки.

 

Самостоятельные (домашние) занятия учащегося

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научиться играть, хотя увлеченность, интерес и являются основной движущей си­лой. Занятия музыкой — это труд, и тем более приятный, чем сильнее желание овладеть инструментом.

Важную роль играет правильный режим домашней работы. Необходимо заниматься регулярно каждый день. Учащийся должен приучить себя к строгому распорядку дня, отведя определенные часы для занятий музыкой. Заниматься нужно столько, чтобы результатами домашней работы был доволен и сам учащийся, и педагог. Время, необходимое для выполнения задания, зависит от прилежания и способностей ученика, но в среднем рекомендуется заниматься 1-1,5 часа в младших классах, 2 часа в старших классах.

Во время занятий ничто не должно отвлекать учащегося. Однако полное внимание сохраняется в течение непродолжительного времени: у детей, как правило, — не более 30 мин. Затем внимание рассеивается, появляется усталость. Работа идет успешнее, если через каждые 30—40 минут делать перерыв в 5—10 минут. (Более длительная пауза расхолаживает ученика, исчезает состояние «вработанности»). Можно заниматься в два приема в различное время дня.

Желая дать ученику образец правильной работы, педагог часто строит удаленный урок так, как он рекомендует заниматься дома. В случае затруднений ученику бывает достаточно вспомнить урок, чтобы восстановить последовательность работы и выявить главное. Правильный метод занятий будет способствовать лучшему усвоению задания.

Успех занятий определяется не затраченным временем, а их содержанием, качеством. При неточной игре, плохом слышании текста, излишнем напряжении рук нельзя добиться хорошего исполнения, даже если заниматься целыми днями! Основной установкой должно быть: «У меня нет лишнего времени, чтобы играть с ошибками*. Внимательность, сосредоточенность, целеустремленность явятся залогом успешной работы.


Посадка и постановка инструмента

Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры. На аккордеоне следует играть сидя на жестком или полужестком стуле, расположившись примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги. Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперед. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула и ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя. Не рекомендуется сидеть откинувшись на спинку стула, так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость и играющий быстро ус­тает.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Если ремни слишком длинны, их следует подтянуть или укоротить. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание. Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого. Это позволяет сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была бы в поле зрения играющего и занимала положение, обеспечивающее спокойную работу правой руки без излишнего изгиба запястья.

Для большей устойчивости инструмент надо ставить на колени отвесно. Бедро ноги должно быть параллельно полу. Правая, нога занимает более свободное положение, располагаясь обычно несколько ниже левой; можно выдвинуть ее вперед или, наоборот, отвести назад.

 

Разучиванние произведения

Приступая к самостоятельной работе, ученик должен прежде всего зрительно изучить текст, обратив внимание на размер, знаки альтерации, длительность звуков, их соотношение по высоте и др. Полезно воспроизвести ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента, простучав их со счетом. Движимый любопытством, ученик стремится услышать в собственном исполнении весь текст целиком и иногда играет пьесу несколько раз, не обра­щая внимания на ошибки. Не следует увлекаться несовершенным проигрыванием, так как неизбежные при этом недостатки (непопадание на нужные клавиши, непроизвольные остановки, ритмические ошибки и т. д.) могут закрепиться, да и получить удовольствие от музыки и по-настоящему понять ее в таком исполнении нельзя.

Дальнейшая работа заключается в слуховом усвоении произведения, техническом приспособлении исполнительского аппарата, запоминании му­зыки и поисках выразительных средств.

Нередко игра по нотам сбивает учащегося на механическое воспроизведение нотного текста. Учащийся должен во всех деталях слышать и представлять исполняемую музыку, а не заучивать музыкальный текст лишь по движениям пальцев.

Произведение легче разучивать по частям, соответствующим его строению (форме): предложениям. фразам, мотивам. Чем сложнее пьеса, тем меньше должны быть части, требующие детальной отработки.

При исполнении следует контролировать игровые движения, звучание и аппликатуру (на последующих занятиях с педагогом аппликатура будет уточняться).

Особое внимание надо уделить технически трудным местам. Чтобы помочь ученику добиться свободной и непринужденной игры, педагог иногда подбирает упражнения на данный вид техники.

Необходимо остановиться и на незнакомых, впервые встретившихся звуковых сочетаниях — вслушаться в них, уяснить интервальные связи и за­помнить их.

Работу над отдельными частями следует на каждом занятии сочетать с проигрыванием более крупных построений и всего произведения целиком. Если учащийся может начать исполнение пьесы с любой части — значит, работа идет правильно. Игру двумя руками надо чередовать с проработкой каждой партии.

Рекомендуется сначала исполнять пьесу в медленном и умеренном темпе, стараясь не делать ошибок н остановок. Выработанный в процессе та­кого исполнения автоматизм движений будет способствовать уверенной игре и в нужном темпе. Важно найти правильное соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, чтобы выделить мелодию. Примерно одинаковая сила голосов правой и левой клавиатуры нередко вызывает необходимость приглушения аккомпанемента. Это достигается легким, поверхностным нажимом кнопок или неполным выдерживанием длительности нот. При­менение того или иного способа определяется характером произведения. Укорачивание длительностей в аккомпанементе чаще всего применяется в пьесах подвижного характера.

Уже в самом начале работы над произведением надо стараться запомнить его наизусть, чтобы исполнением руководили слуховые представления (можно заглядывать в ноты для проверки и уточнения). Игра только по нотам снижает слуховую активность и притупляет музыкальную память. Для быстрейшего запоминания пьесы необходимо уяснить се строение: количество частей, их сходство и различие, последовательность расположения, а также характер движения мелодии и аккомпанемента. Обычно у учащихся преобладает какой-нибудь вид памяти: образно-слуховая, или мышечная (моторная), или зрительная. Большую роль играет образно-слуховая память, запечатлевающая художественное содержания произведения.

Важнейшую часть работы составляет определение характера произведения и поиски выразительных средств исполнения. С этой целью следует чаще отвлекаться от техники игры и вслушиваться в саму музыку. Лишь уяснив, что надо выражать, можно начать работу над исполнительскими средствами— нюансами, штрихами и др.

Музыка становится живой речью только тогда, когда она членораздельна. Поэтому большое значение имеет выявление смысловых отрезков, опорных звуков, кульминаций и их динамического соотношения. В течение всего периода разучивания нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его части.

Очень полезна мысленная проработка пьесы — то есть мысленное воспроизведение (на память или глядя в ноты) знакомого звучания и игровых движений. Это содействует более быстрому и глубокому изучению и запоминанию произведения, помогает ощутить характер музыки.

 

В меру возможностей родители должны побуждать учащихся посещать концерты, спектакли, оперы, читать книги о музыке и композиторах.

Всем уже известно, что из соображений безопасности многие культурно массовые мероприятия отменены. Однако вместе с тем, появилась возможность посещать многие концертные залы онлайн.

Ссылки на интересные Интернет-ресурсы, можно посмотреть в нашем разделе.

Преподаватель Добротин Олег Николаевич

Постановка аккордеона, правила посадки


Работа над мелкими длительностями

Работа над тремоло мехом

Ежедневные упражнения


Преподаватель Нехорошков Максим Сергеевич 
Постановка левой руки

Посадка и постановка за инструментом