БАЛАЛАЙКА

При дистанционном обучении возникает необходимость изменить стиль работы. Работа педагога с учеником, а так же просмотр аудио/видео материалов исполняемой программы может осуществляться с помощью различных видов связи (телефон, Интернет, e-mail).

Основные рекомендации для организации занятий:

  1. Ученик не должен заниматься на инструменте при физическом недомогании (болезни).
  2. Для занятий необходимы ноты, тюнер (для настройки инструмента), метроном, оркестровый пульт, для учащихся младших классов стул с укороченными ножками или подставка для ног.
  3. Желательно участие родителей в организации занятий.

Примерный план занятия:

  1. Работа над упражнениями и приемами игры (разыгрывание).
  2. Работа над гаммами, арпеджио, этюдами.
  3. Работа над музыкальными произведениями или их фрагментами (разбор нотного текста, совершенствование техники исполнения, работа над звуком, выучивание наизусть, работа над художественной выразительностью и т.д.). 
  4. Чтение с листа.

Правила посадки при игре на балалайке:

Во время занятий ученик должен не забывать о правильной посадке. Посадка должна способствовать свободе игровых движений и устойчивости инструмента. Садиться следует примерно на половину сидения стула. Стопы ног должны полностью стоять на полу или подставке. Левая нога немного выдвинута вперед, носки слегка развернуты. Расстояние между коленями должно быть примерно в ширину ладони. Затем следует поставить балалайку нижним углом между бедер. Верхний угол балалайки опирается на грудную клетку. Плечо правой руки располагается на верхнем углу балалайки. Гриф располагается на уровне левого плечевого сустава играющего и отводится немного вперед. Гриф  одной стороной опирается на нижнюю часть основной фаланги указательного пальца левой руки, а с другой придерживается стыком основной и ногтевой фаланг большого пальца.

Правила постановки левой руки:

Указательный палец находится в согнутом состоянии. Большой палец выпрямлен и слегка касается грифа напротив второго и третьего пальцев. Ладонь не прижимается к грифу. Пальцы левой руки ставятся на струну сверху, как можно ближе к ладовым пластинам. Во время игры первый, второй, третий и четвертый пальцы должны быть как можно ближе к струне. При игре большим пальцем локоть левой руки не поднимать. Не сдвигать пальцами струны вдоль ладовых пластин. Следует обратить особое внимание на положение пальцев левой руки при восходящем движении: не снимать отыгравшие пальцы со струны, оставляя их на прежних местах (принцип подготовки пальцев).

Основные способы звукообразования и приемы игры:

Существует два способа звукообразования – удар и щипок.

Удар предполагает замах всей руки или какой-либо ее части. К ударным приемам относится бряцание, тремоло, переменные удары, двойное пиццикато, удар большим пальцем правой руки, восходящее пиццикато левой руки.

Щипок исполняется без замаха руки. К щипковым приемам относятся пиццикато большим пальцем, нисходящее пиццикато левой рукой, подцеп, малая и обратная дроби, вибрато большим пальцем.

Также существует комбинированный способ звукообразования с элементами удара и щипка. К нему относятся гитарные приемы, вибрато указательным пальцем, большая дробь.


Работа над музыкальным произведением:

Первоначальное знакомство с произведением (представление о характере, средствах музыкальной выразительности, форме). Прослушивание произведения в звукозаписи, знакомство с творчеством композитора – автором данного произведения.

Детальный разбор нотного текста. Усвоение авторских и редакторских обозначений темпа, динамики, артикуляции, характера исполнения и т.д. Точное исполнение авторского текста. Анализ произведения: структура, особенности гармонического и мелодического языка, ладовые и тональные изменения при повторениях музыкального материала. Закрепление аппликатуры, штрихов, приемов игры.

Изучение трудных мест. Работа над технико-исполнительскими трудностями: игра в медленном темпе, игра упражнений, способствующих техническому усвоению, многократное повторение технически сложного места, уточнение штрихов, аппликатуры, игра под метроном.

Составление исполнительского плана произведения. Определение характера произведения и его частей, а также элементов музыкальной выразительности (темп, нюансировка и т.д.). Определение общего динамического плана и фразировки, выявление кульминаций. Соединение частей в целое произведение. Разучивание каждого фрагмента до совершенства.

Игра наизусть. Методы выучивания: игра с названием нот, изучение небольшими отрывками (фразы, предложения, эпизоды), игра «с любого места», периодическое проигрывание произведения по нотам, мысленное проигрывание произведения и т.д.

Заключительный этап. Окончательное уяснение формы произведения, игра целиком. Определение окончательного темпа. Собственная интерпретация произведения. Подготовка к концертному выступлению.

После игры необходимо тщательно протереть струны, гриф и деку, особенно возле подставки, сухой мягкой тканью. Рекомендуется хранить балалайку в чехле.

Аккомпанемент для учащихся преп. Кузнецовой Ю.А.