ВИОЛОНЧЕЛЬ

Методические рекомендации

для учащихся на дистанционном обучении (класс виолончели)

 

Продолжительность ежедневного занятия 2,5 часа.

Рабочее место для занятия на виолончели:

1. Удобный стул с твёрдым сиденьем;

2. Освещение должно быть комфортное для зрения;

3. Ноты должны стоять на пюпитре; отрегулировать высоту пюпитра и его наклон.

Положение виолончели:

1. Учащийся садится на переднюю часть стула;

2. Виолончель имеет три точки опоры: шпиль, упирающийся в пол (шпиль следует отрегулировать на нужную высоту, в зависимости от роста и высоты стула); правая сторона инструмента, прислонённая к груди учащегося; левая сторона, прилегающая к его колену.

Положение смычка.

Трость смычка держится между большим пальцем и другими четырьмя пальцами.

Конец большого пальца лежит в углу, образуемом колодкой и тростью. Напротив большого пальца, немного правее находится средний палец. Безымянный маленький палец естественно располагаются на колодке рядом со средним пальцем.

Указательный палец сгибом верхнего сустава лежит на трости смычка в незначительном расстоянии от среднего пальца.

Положение левой руки и пальцев.

1. Большой палец левой руки прислоняется к шейке виолончели, не охватывая её, а касаясь её своей поверхностью ближе к ногтю.

2. Рука должна быть расположена над струнами в слегка закруглённом виде так, чтобы большой палец находился между указательным и средним пальцем.

3. Падение пальцев, а также нажим на струны должны быть по возможности сильней, так как это оказывает влияние на качество звука.

Ученику 1 класса следует строить свое занятие от простого к более сложному, и если что-то кажется трудным, находить простые подходы и сокращать количество задач. Можно ограничиться одной задачей, например сыграть этюд со счетом вслух. Когда это начнет получаться , начинаешь обращать больше внимания на то, как ты ставишь пальцы на гриф, как держишь локоть, т.е. добавляешь еще одну задачу. А это требует еще большего внимания и сосредоточенности и т.д. 

Обязательно включайте в свое занятие упражнения для тела и рук.Следите за руками во время игры, не играйте уставшими руками.

Берите себе в помощники фортепиано. На этом инструменте можно сыграть всю свою программу, включая гамму и арпеджио. Только не забывайте при этом про ключевые знаки! Очень хорошо еще и петь под фортепиано, стараясь чисто интонировать. 

Делайте время от времени контрольное проигрывание произведения от начала до конца без остановок.

 

Разучивание гаммы:

При разучивании гаммы следует обратить внимание на:

1) Активное падение пальцев левой руки при восходящем движении гаммы; 

2) При нисходящем движении гаммы- поднимать пальцы левой руки активно, передавая вес и опору на следующий палец.

3) Слушать каждую ноту, следить за интонацией.

4) Следить за точкой игры смычка;

5) Смычок вести параллельно подставке;

6) Слушать звук, добиваться красивого и ровного звучания каждой ноты (скорость ведения смычка должна быть одинаковой; вес правой руки должен сохраняться от колодочки и до шпица; следить за плавной и незаметной сменой смычка);

7) Переходы из позиции в позицию осуществлять не зажимая струну; локоть левой руки заранее готовить к переходу; предслышать ноту, на которую осуществляется переход;

8) Разучивать гамму без вибрации.

 

Разучивание арпеджио:

1) Назвать все аккорды, которые нужно сыграть.

2) Играя арпеджио, называть ноту.

3) Следить за точной интонацией.

4) Добиваться ровного и красивого звука: скорость ведения смычка- без ускорения и замедления; смычок вести параллельно подставке; следить за точкой игры смычка.


Разучивание этюда.

1. Внимательно ознакомиться с текстом;

  • Композитор (годы жизни; эпоха; основные произведения; современники композитора);

  • Тональность этюда;

  • Размер этюда;

  • Темп;

  • Динамические оттенки;

2. На начальном этапе разучивания этюда играть в медленном темпе.

3. По мере выучивания текста темп следует довести до требуемого композитором( если в подвижном темпе).


Разучивание произведения малой формы (пьесы), кантилены (пьесы, в медленном темпе).

1. Ознакомиться с текстом: композитор (страна композитора, годы жизни, информация о композиторе); название произведения; тональность; темп; ключ, в котором написано произведение (он может меняться!); динамически оттенки; темповые изменения в тексте; особенности штриховые; встречные знаки в тесте; аппликатура.

2. Разучивая пьесу (кантилену) следует обратить особое внимание на звук.

1. Вибрация;

2. Плавная и незаметная смена смычка;

3. Динамические оттенки.

4. Подумать над образом (какое настроение в этом произведении).

5. По возможности нарисовать рисунок к произведению.

6. Послушать или посмотреть видеозаписи этого произведения в исполнении выдающихся музыкантов- виолончелистов: Мстислав, Ростропович; Борис Андрианов, Жаклин Дю Пре; Сол Габетта и др.

 

Разучивание произведения малой формы (пьесы) виртуозного характера.

1. Ознакомиться с текстом: композитор (страна композитора, годы жизни, информация о композиторе); название произведения; тональность; темп; ключ, в котором написано произведение (он может меняться!); динамически оттенки; темповые изменения в тексте; особенности штриховые; встречные знаки в тесте; аппликатура.

2. На начальном этапе разучивания произведение играть в удобном темпе (может быть очень медленный темп). На этом этапе важно поставить удобную аппликатуру и штрихи.

По мере выучивания текста, следует выполнять все динамические оттенки. Постепенно двигать темп к окончательному, который указан композитором.

3. Подумать над характером произведения, настроением и образом.

4. Послушать или посмотреть видеозаписи разучиваемого произведения выдающихся музыкантов- виолончелистов: Мстислав Ростропович; Александр Рудин, Кирилл Родин.

 

Разучивание произведения крупной формы.

1. Ознакомиться с текстом: композитор (страна композитора, годы жизни, информация о композиторе); название произведения; тональность; темп; ключ, в котором написано произведение (он может меняться!); ритмические особенности; динамически оттенки; темповые изменения в тексте; особенности штриховые; встречные знаки в тесте; аппликатура.

1. Разбор произведения следует осуществлять в медленном темпе.

2. Поставить удобную аппликатуру;

3. Разучивая произведение поставить удобные штрихи.

4. Работа над вибрацией;

5. Работа над звуковедением;

6. Продумать образ, можно к произведению нарисовать рисунок.

7. Послушать или посмотреть видеозаписи выдающихся музыкантов - виолончелистов: Александр Князев; Нарек Ахназарян.

 

Работа над звуком в классе виолончели

Преподаватель Горюнова Екатерина Дмитриевна

 

Преподаватель Шорохова Лариса Ивановна

Аккомпанемент для учащихся преп. Беляева О.А.

Аккомпанемент для учащихся преп. Нечаева С.В.

Аккомпанемент для учащихся преп. Шорохова Л.И.